Играем с ребенком дома
Вашему вниманию предлагается подборка игр, в которые можно играть дома.
Игры для детей от 5 до 7 лет, направленные на формирование правильной модели поведения у детей.
Вначале рассмотрим особенности поведения детей от 5 до 7 лет.
Дети, отметившие пятый день рождения, считают себя достаточно умными, самостоятельными и взрослыми. Они стремятся к интеллектуальному, познавательному общению, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чём не очень разбираются — только спросите. Для них важно получить похвалу, быть хорошими. У детей этого возраста развито стремление помогать другим и желание сохранять добрые отношения с окружающими.
Во время конфликтных ситуаций разговаривайте с ребёнком, как с понимающим всё человеком. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие, тогда и ребёнок, глядя на вас, начнёт успокаиваться. В трёх-четырёх предложениях объясните свою позицию, попытайтесь дать понять, что вы хотите делать то же, что и ребёнок, но не можете в силу объективных причин. Предложите альтернативу: «Нам с тобой очень весело и интересно играть здесь. Но придётся пойти домой, потому что скоро начнётся дождь. Мы промокнем и заболеем. А дома поиграем в твои любимые прятки».
Чтобы привести ребёнка в чувство, отвлечь его от предмета спора и иметь возможность двигаться в нужном вам направлении, воспользуйтесь приведёнными ниже играми.
Игры на переключение внимания
Отвечалка
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Задавайте ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.
Примечание. Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба?»
Обзывалка
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Обзывайтесь разными названиями овощей и фруктов, да так, чтобы смешно было: «Ты редиска!», «А ты капуста!». В конце игры придумайте друг для друга какое-нибудь ласковое слово.
Самый-самый
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Организуйте соревнования — кто дальше прыгнет, кто дольше проскачет на одной ноге (по направлению движения), кто быстрее добежит до какого-либо места или предмета и т. д.
Назвал — шагай
Место проведения. На улице или дома.
Как играть. Выберите букву алфавита. По очереди называйте слова, которые начинаются на эту букву. Назвавший слово имеет право сделать три шага вперёд.
Светофор
Место проведения. На улице.
Как играть. Напомните ребёнку, что движение на дороге регулирует светофор. «Красный свет — дороги нет, стой. Жёлтый свет — приготовься. Зелёный — беги, догоняй». Скажите: «Красный» и отходите на некоторое расстояние от малыша, повторяя: «Красный, красный, теперь жёлтый (ребёнок готовится догонять вас), а сейчас зелёный!».
Меняйтесь ролями.
Побулькаем!
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Таз, наполненный тёплой водой.
Как играть. Булькайте, опустив лицо в таз с водой.
Примечание. Чётко объясните ребёнку, что воду пить нельзя, а воздух вдыхать можно, только приподняв лицо из воды.
Бой подушками
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Лёгкие, небольшие по размеру, не туго набитые подушки по количеству участников.
Как играть. Деритесь подушками. Взрослым можно встать на колени, чтобы быть примерно одного роста с ребёнком.
Примечание. Обговорите с ребёнком технику безопасности — не бить очень сильно, избегать ударов по голове.
Физкультминутка
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Музыкальное сопровождение, подходящее для выполнения ритмичных движений.
Как играть. Чередуйте движения, характерные для зарядки: махи руками и ногами, приседания, разведение рук в стороны, повороты верхней части туловища, наклоны и т. д.
Изображалка
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Знание ребёнком и вами песенок и стихотворений.
Как играть. Слушайте слова песни или читайте вслух стихотворение, одновременно показывая жестами и действиями то, о чём говорится в тексте. Например:
Маленькой (Держим ладонь параллельно полу в нескольких сантиметрах от него.)
ёлочке (Отводим руки в стороны.)
холодно зимой... (Обхватываем руками себя за плечи, дрожим как от холода и стучим зубами.)
Боулинг
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Кегли (или пластмассовые кубики), мяч.
Как играть. Поставьте кегли на некотором расстоянии от вас и пробуйте мячом их сбить.
Баскетбол
Место проведения. На улице.
Что необходимо. Мяч среднего размера, баскетбольное кольцо.
Как играть. По очереди бросайте мяч в кольцо. Сначала выполняйте броски стоя рядом с кольцом, затем постепенно отходите всё дальше и дальше.
Бумеранг
Место проведения. На улице.
Что необходимо. Бумеранг или летающая тарелка.
Как играть. Запускайте летающую тарелку или бумеранг.
Примечание. Выберите подходящее для игры место подальше от домов и дорог.
Родители!
Как правило, все подвижные игры происходят на улице, во дворе. Помимо предложенных выше игр, это может быть и катание на велосипеде, на роликах и многое другое. Будьте внимательны и осторожны, учите этому ваших детей.
Игры и занятия, формирующие положительную модель поведения
Кто аккуратнее?
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Кубики, машинки, верёвочка, игрушки и т. д.
Как играть. Устройте соревнование. Победит тот, кто аккуратнее выполнит задание. Например, привезти машинку к финишу, построить башенку из кубиков, ровно пройти по разложенной на полу верёвочке, расставить игрушки по местам, раскрасить картинку и т. д.
Самый ловкий
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Столовая ложка, варёное яйцо.
Как играть. Несите яйцо в столовой ложке до финиша. Кто его уронит — проиграл. Эта игра не на скорость, а на ловкость.
Джунгли
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Стулья или другие предметы, которые могут выполнять роль препятствий.
Как играть. Поставьте посередине комнаты стул. Завяжите глаза папе. Давая команды, помогите ему обогнуть преграду: «Шаг вперёд, ещё шаг, шаг влево...» Затем завяжите глаза ребёнку.
Можно усложнить задание: поставьте несколько предметов, которые надо обойти. Чтобы было интереснее, придумайте сюжет. Например, стулья — это деревья на необитаемом острове. «Сейчас на острове ночь, темно и ничего не видно. Островитянам предстоит добраться до палатки, чтобы устроиться на ночлег...»
Мыслитель
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Кроссворды, ребусы, головоломки для детей.
Как играть. Предложите малышу: «У меня есть интересный кроссворд, как ты думаешь, мы сможем его отгадать? Попробуем?»
Учимся наблюдать
Место проведения. Дома или на улице.
Что необходимо. Объект наблюдения — птица, домашнее животное, растение (наблюдаем за его ростом), природное явление (дождь, снег, град, сильный ветер) и пр.
Как играть. Выберите за чем будете наблюдать. Привлеките внимание ребёнка к предмету: «Ой, а что это?!». Вместе наблюдайте за происходящим. Задавайте ребёнку вопросы о том, что видите: «Что он делает? Как? Что происходит вокруг? Что изменилось? Как было вчера (два дня назад)?..»
Азбука этикета
Место проведения. Дома и на улице.
Как играть. Задавайте ребёнку вопросы и просите ответить на них: «Что надо сказать, когда входишь? Как вести себя с маленькими?..».
Волшебный рисунок
Место проведения. Дома.
Что необходимо. Листы бумаги, карандаши, фломастеры. Как играть. Попросите ребёнка нарисовать его плохой поступок: «Сегодня ты плохо поступил. Нарисуй, что ты сделал. Теперь этот рисунок порви, а на другом листе нарисуй, как нужно поступать. Давай поступать так всегда!».
Наши лучшие друзья — книги
Читайте ребёнку книги. На примере персонажей книг учите его проявлять заботу о близких, правильно вести себя, помогать окружающим, задумываться о последствиях своих действий. Задавайте вопросы: «Почему так получилось, хорошо ли себя вёл этот мальчик, как нужно было поступить?». Помогите малышу сделать выводы: необходимо делиться тем, что у тебя есть, помогать другим, уметь дружить и т. д.
Выбор детских книг сейчас чрезвычайно велик. Наверное, вы помните и свои любимые в детстве книги. Это могут быть, например, книги 3. Александровой («Невидимка»), Л. Воронковой («Что сказала бы мама»), Е. Благининой («Посидим в тишине»), Л. Васильевой- Гангус («Азбука вежливости»), Б. Захо- дера («Серая звёздочка»), Н. Сладкова («Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина»), Г. Шалаевой («Большая книга правил поведения для воспитанных детей»), стихотворения для детей В. Маяковского («Что такое хорошо и что такое плохо?»).
Вечерняя сказка
Даже если ребёнок вёл себя днём не всегда хорошо, ближе к вечеру, когда уйдёт волнение, наступит время поговорить о случившемся. Не стоит превращать это в споры и чтение нотаций. Расскажите сказку о хорошем (плохом) поведении детей и его последствиях. Самую подходящую историю вы придумаете сами. Сюжет её довольно прост. Главные герои — животные или куклы. Место действия выбирается любое — лес, коробка с игрушками, волшебная страна, озеро. Стройте сюжет так, чтобы он был похож на происшествие с ребёнком. Помните, сказка всегда кончается хорошо. Например, если малыш отбирал игрушки у других детей, сказка может получиться примерно следующего содержания.
«На лесной полянке под старым деревом играли зверята. Мишка катал машинку, лисички строили башенку из кубиков, а заяц собирал пирамидку. Вдруг под деревом появился волчонок. Он разрушил башенку, которую построили лисички, а у мишки отобрал машинку. Зверята посмотрели на волчонка и сказали: „Мы не будем с тобой играть, ты злой, ты нас обижаешь". Они собрали свои игрушки и ушли играть на другую полянку, а волчонок остался один. Ему стало очень скучно, ему не с кем было играть».
Обязательно добавьте свой комментарий: «Вот видишь, как бывает, когда обижаешь других. Никто не захочет с тобой играть. Надо быть добрым!».
Памятка правил поведения
Вместе с ребёнком составьте памятку правил поведения. Она может быть любой: письменной, в картинках, комбинированной из слов и картинок. Пункты для памятки выбирайте, исходя из особенностей вашего ребёнка. Если он невежлив с окружающими, включите в памятку пункт «Говори вежливые слова — „спасибо", „до свидания"». Если ребёнок драчун, напишите: «Будь миролюбивым». Для памятки выбирайте чёткие указания, как надо поступать, каким быть. Старайтесь уложиться в 7—8 пунктов.
Красиво оформите памятку, повесьте её на видное место. Каждый раз за выполнение правил рисуйте на ней звёздочки или приклеивайте наклейки. За определённое число звёздочек (например, 20), поощрите ребёнка: поиграйте с ним в любимую игру, подарите книжку или новые карандаши. Не забывайте отмечать, что ребёнок молодец, своим поведением вас радует. Сами соблюдайте записанные правила.
Правила поведения
◈ Говори вежливые слова.
◈ Будь миролюбивым.
◈ Делись игрушками с детьми.
◈ Слушайся бабушку.
◈ На улице веди себя спокойно.
◈ Аккуратно складывай игрушки и книжки на место.