Осторожно мошенничество в Благотворительности!

По   данным   Всероссийского   центра   изучения   общественного   мнения   (ВЦИОМ),  
за последние 5 лет 69% россиян хотя бы раз участвовали в благотворительности.
Чаще   всего   россияне   жертвовали  вещи,   игрушки   (30%)   в   детские   дома   или   дома престарелых, вносили средства на счет людям, нуждающимся в лечении (26%), 
подавали милостыню (24%), переводили деньги на счет благотворительных организаций и 
фондов (20%).   Каждый   пятый   из   тех,   кто   занимается   благотворительностью,  
делает   это   на постоянной основе (19%) и 
этот показатель почти не изменился за последние 10 лет (20% в   2009   году).  
Большинство   респондентов   принимали   участие   в   благотворительной
деятельности несколько раз за указанный период (59%).
Вместе с тем в 2020 году, по данным СМИ, в условиях пандемии новой коронавирусной
инфекции COVID-19 объем пожертвований в благотворительные организации 
в среднем сократился  на 20-30%. 
При таких обстоятельствах  основным каналом распространения
информации является сеть Интернет.  
Видеоролики,  фотографии, тексты с призывами о помощи,  
в   том   числе   финансовой,   размещаются   в   социальных   сетях  
(ВКонтакте, Facebook,   Одноклассники,   Instagram),
  на   видеохостингах   (YouTube),   на   сайтах благотворительных организаций, посредством баннерной рекламы на различных ресурсах.
*************************************
В сфере благотворительности  злоумышленники ведут незаконные  сборы в социальных
сетях, создавая интернет-баннеры, аккаунты и группы, в которых размещаются сведения о
реальных   людях   (чаще   всего   до   18   лет),   их   персональные   данные,   в   том   числе
фотографии,   а   также   видеоролики,   поддельные  документы.
 Мошеннические   группы  в соцсетях   появляются   каждый   месяц,  
при   этом   сборы   одного   такого   аккаунта   могут
достигать от 1 до 3 миллионов рублей в день.

В ряде случаев мошенники, размещая сообщения (видеоролики), содержащие призывы к
сбору   благотворительных   пожертвований,   незаконно   используют   наименования,
символику   действующих   благотворительных   организаций.   Злоумышленники   создают
сайт-дублер,   который   практически   полностью   копирует   сайт   действующей
благотворительной   организации,   размещая   собственные   банковские   реквизиты   для
перечисления денежных средств.
В   Комиссии   ОП   РФ   существует   координационный   совет   по   социальной   рекламе,
выстроивший   определенный   механизм   противодействия   мошенничеству   в   сфере
благотворительности,   разработанный   совместно   с   крупнейшими   теле-   и
радиовещательными компаниями России.

Механизм представляет   собой   меморандум   о   взаимодействии   с   целью   прекращения   рисков
недобросовестных сборов с помощью социальной рекламы.
Помните, что мошенники хотят нажиться на доброте.
 Чтобы ваши средства действительно послужили добру,
 а не пополнили карман злоумышленников,  стоит потратить немного
времени на проверку истории в объявлении. 
Возможно, самый простой способ понять,
надежна   ли   благотворительная   организация   —   посмотреть,   есть   ли   она  
на благотворительных   онлайн-платформах,   которые   аккумулируют   у   себя   проверенные
фонды   независимо   от   их   размера   и   длительности   существования.  
На   сайтах   «Добро Mail.ru»,   «Нужна   помощь»   и   «Все   вместе»  
можно   найти   сотни   фондов,   которые тщательно проверены специалистами.

Правовое   регулирование   благотворительной   деятельности,   возможные   формы   её
поддержки   органами   государственной   власти   и   органами   местного   самоуправления,
особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого
распространения  и  развития  благотворительной  деятельности  в  Российской  Федерации
осуществляется в соответствии с положениями Федерального Закона от 11 августа 1995 
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» 
(далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
В   соответствии   с  частью  1   статьи  9  Федерального   закона  № 135-ФЗ  государственная
регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном в
статье  13.1  Федерального  закона  от  12  января  1996 года  № 7-ФЗ 
«О некоммерческих организациях».
В   соответствии   с   положениями   части   2   статьи   19   Федерального   закона  №   135-ФЗ
контроль   за   соответствием   деятельности   благотворительной   организации   целям,   ради
которых она создана,  осуществляется органом, принявшим решение о государственной
регистрации благотворительной организации (Минюст России).

Согласно   части   5   статьи   19   Федерального   закона   №   135-ФЗ   благотворительная
организация обеспечивает открытый доступ,  включая доступ СМИ к своим ежегодным
отчетам.  При   этом   согласно  части  7   той  же   статьи   сведения  о   размерах  и   структуре
доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее
расходах,  численности  работников,  об оплате  их труда и о привлечении  добровольцев
(волонтеров) не могут составлять комментарии.

Остерегайтесь   мошенников!   Чтобы   отличить   благотворительность   от   мошенничества
проверьте, зарегистрирован ли выбранный фонд на сайте Минюста РФ.
Благотворительность должна быть открытой!

В   целях   повышения   прозрачности   благотворительной   деятельности,   снижения  фактов
мошенничества   в   данной   сфере   и   повышения   доверия   граждан   к   благотворительным
организациям в Федеральный закон № 135-ФЗ введена статья 16.1, положениями которой
регулируется   сбор   благотворительных   пожертвований  
с   использованием   специальных ящиков. В соответствии с положениями частей 1 и 10 статьи 16.1 Федерального закона № 135-ФЗ
наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных
пожертвований,  подлежат зачислению в течение  трех рабочих дней со дня  извлечения
таких   денежных   средств   из   ящика   для   сбора   благотворительных   пожертвований   на
банковский   счет   некоммерческой   организации   (далее   –   НКО),   учредительными
документами   которой   предусмотрено   право  
на   осуществление   благотворительной деятельности.  
При   этом   в   соответствии   с   положениями   части   5   той  же   статьи  НКО,
использующая   ящик   для   сбора   пожертвований,   должна   публиковать   отчет   об
использовании   собранных   благотворительных   пожертвований  
(в   том   числе   в информационно-телекоммуникационной   сети   «Интернет»)  
в   порядке   и   в   сроки, предусмотренные   приказом   Минюста   России
  от   31   августа   2020   года   №   190
(зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2020 года, регистрационный № 59685).
Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки
и использования, а также Правила извлечения имущества, собранного о помощью ящика
для   сбора   благотворительных   пожертвований,   утверждены   постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1584.

В  то  же  время  необходимо  отметить,  что  изменения  в  Кодексе  об  административных
правонарушениях,   предусматривающие   ответственность   за   нарушение   правил
использования  ящиков  для  сбора  благотворительных  пожертвований,  ещё  не  приняты.

Соответствующий   законопроект   находится   на   рассмотрении   в   Государственной  Думе
Федерального Собрания Российской Федерации.
Социальные сети – ловушка для добрых поступков?

Одна   из   проблем   в   сфере   благотворительной   деятельности,   требующей
незамедлительного   решения   –   это   обеспечение   возможности   оперативной   блокировки
сайтов и аккаунтов в социальных сетях, распространяющих недостоверную информацию
о благотворительности и лицах,  осуществляющих незаконные сборы денежных средств
под видом благотворительной помощи. 
Ряд социальных сетей, например «ВКонтакте», по
жалобам пользователей запрашивает у владельцев групп и аккаунтов, 
подтверждающие документы.
 При   этом  блокировка   таких   сообществ  осуществляется   в   течение   суток  в
случае непредоставления запрашиваемой информации. В настоящее время в Российской
Федерации   установлены   отдельные   нормы,   направленные   на   противодействие
распространению недостоверной информации в сети Интернет.

Так, например, в статье 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об
Информации,   информационных   технологиях   и   о   защите   информации»  
(далее   – Федеральный закон № 149-ФЗ) установлен порядок ограничения доступа к информации,
распространяемой с нарушением закона, В частности, согласно частям 1 и 1.1 указанной
статьи  Федеральная  служба по надзору в  сфере связи,  информационных технологий  и
массовых коммуникаций по обращению Генерального прокурора Российской федерации
или его заместителей незамедлительно уведомляет редакцию информационного ресурса,
зарегистрированного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991
года  №   2124-1   «О   средствах   массовой   информации»   в   качестве   сетевого   издания   о
необходимости   удаление   общественно   значимой   информации,   которая   создает   угрозу
причинения   вреда   жизни   и   (или)   здоровью   граждан,   имуществу,   угрозу   массового
нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.
30 декабря 2020 года был подписан Федеральный закон № 530-ФЗ «О внесении изменений
в   Федеральный   закон   «Об   информации,   информационных   технологиях   и   о   защите
информации»,   которым   149-ФЗ   дополнен   статьей   10.6,   регулирующей   особенности
распространения информации в социальных сетях.

Учитывая   изложенное,   участники   общественных   слушаний   в   Общественной   Палате
Российской Федерации на тему «Интернет-мошенничество в сфере благотворительности:
способы борьбы и проблемы привлечения к ответственности» считают целесообразным
разработку   проекта   федерального   закона   «О   внесении   изменений   в   отдельные
законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего:

а)   запрет  на  распространение  недостоверной,   заведомо  ложной социальной  рекламы и
иной   информации   об   организации   сбора   благотворительных   пожертвований,   а   также
сведений   о   лице,   организующем   сбор   таких   пожертвований,   и   реквизитов   счетов   в
кредитных организациях и банковских карт для перечисления пожертвований в денежной
форме;
б) установление обязанности владельцев социальной сети:
–   проводить   проверку   сведений   и   документов,   подтверждающих   достоверность
публикуемой   социальной   рекламы   и   иной   информации   о   сборах   благотворительных
пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований;
–  ограничивать  доступ  к  указанной  социальной  рекламе  и  иной  информации  в  случае
неподтверждения их достоверности или непредоставления запрашиваемой информации, в
том числе посредством блокировки соответствующих сайтов и аккаунтов;
в)   установление   права   уполномоченного  федерального   органа   исполнительной   власти
направлять   владельцам   социальных   сетей   уведомления   о   необходимости   удаления

непроверенной,   недостоверной,   заведомо   ложной   социальной   рекламы   и   иной
информации о сборах благотворительных пожертвований, а также о лицах, организующих
сбор таких пожертвований;
г) установление в качестве основания для включения в Единый реестр доменных имен,
указателей   страниц   сайтов   в   сети   «Интернет»   и   сетевых   адресов,   позволяющих
идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение
которой   в   Российской   Федерации   запрещено,   распространение   посредством   сети
«Интернет» недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной информации об
организации   сбора   благотворительных   пожертвований,   а   также   сведений   о   лице,
организующем сбор таких пожертвований.