Семинар-практикум "Охрана и укрепление здоровья детей"

Семинар - практикум для воспитателей

«Охрана и укрепление здоровья детей»

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Слайд 2.

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитывать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. По данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Здоровьесберегающие технологии - это эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Давайте вспомним виды здоровьесберегающих технологий, используемых в детском саду.

Проверим все ли мы перечислили:

      

 Ритмопластика

      

 Динамические паузы

      

 Подвижные и спортивные игры

      

 Релаксация

        

 Г имнастика пальчиковая

        

 Г имнастика для глаз

        

 Г имнастика дыхательная

        

 Г имнастика пробуждения

        

 Самомассаж

        

 Оздоровительный бег

         

 Г имнастика коррегирующая, ортопедическая Слайд 3.

Современные здоровьесберегающие технологии подразделяются на технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии.

Слайд 4, 5.

Сегодня мы поговорим подробнее о технологиях сохранения и стимулирования здоровья.

Динамические паузы (физкультминутки) применяются с целью восстановления умственной работоспособности, предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе. Физкультминутки создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям, вырабатывают четкие движения во взаимосвязи с речью.

Слайд 6.

Далее поговорим о дыхательной гимнастике.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они так же принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Именно поэтому дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей.

В спортивном уголке группы должно быть оборудования для выполнения дыхательных упражнений.

Приведите примеры оборудования для дыхательного упражнения, которые вы используете.

Вот несколько примеров оборудования для дыхательных упражнений, которые можно изготовить своими руками.

Слайд 7-11.

Слайд 12.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Предлагаю вам вспомнить 2-3 пальчиковые игры и продемонстрировать их (для всех возрастов).

Слайд 13.

Ходьба по массажным дорожкам применяется с целью:

1.               

 Закаливание организма.

2.               

 Восполнение нехватки тактильных ощущений.

3.               

 Профилактика и коррекция плоскостопия.

4.               

 Развития чувства равновесия и координации движений.

5.               

 Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

6.               

 Представление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В нашем детском саду в каждой группе имеются массажные дорожки и мы каждый день их используем.

Слайд 14.

Такая форма работы как гимнастика пробуждения обладает замечательным оздоровительным потенциалом. В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике пробуждения направленность, обеспечивающую облегчение перехода от сна к бодрствованию, создающую положительный эмоциональный фон, имеющую огромные возможности для восстановления у воспитанников здоровья.

Слайд 15.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребенка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения, 90% информации поступают ребенку через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться - важнейшая задача воспитателя. Зрительная гимнастика проводится с целью предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты, гимнастика проводится в течении 2-3 мин.

Основной приём проведения - наглядный показ действий педагога. Для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки. Демонстрацию предмета проводить необходимо на уровне глаз детей. Упражнения хорошо проводить

под музыку. Г имнастика для глаз способствует более быстрому

*

восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала.

Предлагаю вашему вниманию электронную гимнастику для глаз.

Слайд 16.

Слайд 17.

Ритмопластика проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Задачи ритмопластики : развитие музыкальности; развитие двигательных качеств и умений; развитие творческих способностей; развитие и тренировка психических процессов; развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Важно обращать внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка при использовании ритмопластики.

Слайд 18.

Подвижные и спортивные игры используются                     как             часть

физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Проводятся они ежедневно во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Слайд 19.

Релаксация проводится в любом подходящем помещении в зависимости от состояния детей и целей проведения. Она проводится для всех возрастных групп . Возможно использование спокойной классической музыкы (Чайковский, Рахманинов), звуков природы.

Слайд 20.

Гимнастика ортопедическая используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы во всех возрастных группах. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно-двигательного аппарата.

Слайд 21.

Гимнастика корригирующая - разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему спец. физ. упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника; оказывает и общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определённые мышечные группы; восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника, вырабатывает правильную осанку).

Оздоровительный бег мы применяем со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимо проводить бег в физкультурной форме и спортивной обуви.

Слайд 22.

Еще один вид здоровьесберегающих технологий - игровой стретчинг. Это комплекс упражнений, основанный на растяжку мышц тела, суставно- связачного аппарата и позвоночника ребенка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Слайд 23.

Игровой стретчит, упражнения которые носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуации, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В завершение моего выступления я хочу предложить вам памятки «Современные здоровьесберегающие технологии».

Спасибо за внимание

ohrana_i_ukreplenie_zdorovya_detey.ppt