Осторожно мошенничество в Благотворительности!
за последние 5 лет 69% россиян хотя бы раз участвовали в благотворительности.
Чаще всего россияне жертвовали вещи, игрушки (30%) в детские дома или дома престарелых, вносили средства на счет людям, нуждающимся в лечении (26%),
подавали милостыню (24%), переводили деньги на счет благотворительных организаций и
фондов (20%). Каждый пятый из тех, кто занимается благотворительностью,
делает это на постоянной основе (19%) и
этот показатель почти не изменился за последние 10 лет (20% в 2009 году).
Большинство респондентов принимали участие в благотворительной
деятельности несколько раз за указанный период (59%).
Вместе с тем в 2020 году, по данным СМИ, в условиях пандемии новой коронавирусной
инфекции COVID-19 объем пожертвований в благотворительные организации
в среднем сократился на 20-30%.
При таких обстоятельствах основным каналом распространения
информации является сеть Интернет.
Видеоролики, фотографии, тексты с призывами о помощи,
в том числе финансовой, размещаются в социальных сетях
(ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram),
на видеохостингах (YouTube), на сайтах благотворительных организаций, посредством баннерной рекламы на различных ресурсах.
*************************************
В сфере благотворительности злоумышленники ведут незаконные сборы в социальных
сетях, создавая интернет-баннеры, аккаунты и группы, в которых размещаются сведения о
реальных людях (чаще всего до 18 лет), их персональные данные, в том числе
фотографии, а также видеоролики, поддельные документы.
Мошеннические группы в соцсетях появляются каждый месяц,
при этом сборы одного такого аккаунта могут
достигать от 1 до 3 миллионов рублей в день.
В ряде случаев мошенники, размещая сообщения (видеоролики), содержащие призывы к
сбору благотворительных пожертвований, незаконно используют наименования,
символику действующих благотворительных организаций. Злоумышленники создают
сайт-дублер, который практически полностью копирует сайт действующей
благотворительной организации, размещая собственные банковские реквизиты для
перечисления денежных средств.
В Комиссии ОП РФ существует координационный совет по социальной рекламе,
выстроивший определенный механизм противодействия мошенничеству в сфере
благотворительности, разработанный совместно с крупнейшими теле- и
радиовещательными компаниями России.
Механизм представляет собой меморандум о взаимодействии с целью прекращения рисков
недобросовестных сборов с помощью социальной рекламы.
Помните, что мошенники хотят нажиться на доброте.
Чтобы ваши средства действительно послужили добру,
а не пополнили карман злоумышленников, стоит потратить немного
времени на проверку истории в объявлении.
Возможно, самый простой способ понять,
надежна ли благотворительная организация — посмотреть, есть ли она
на благотворительных онлайн-платформах, которые аккумулируют у себя проверенные
фонды независимо от их размера и длительности существования.
На сайтах «Добро Mail.ru», «Нужна помощь» и «Все вместе»
можно найти сотни фондов, которые тщательно проверены специалистами.
Правовое регулирование благотворительной деятельности, возможные формы её
поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления,
особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого
распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации
осуществляется в соответствии с положениями Федерального Закона от 11 августа 1995
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
(далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 135-ФЗ государственная
регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном в
статье 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях».
В соответствии с положениями части 2 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ
контроль за соответствием деятельности благотворительной организации целям, ради
которых она создана, осуществляется органом, принявшим решение о государственной
регистрации благотворительной организации (Минюст России).
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительная
организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ СМИ к своим ежегодным
отчетам. При этом согласно части 7 той же статьи сведения о размерах и структуре
доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее
расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев
(волонтеров) не могут составлять комментарии.
Остерегайтесь мошенников! Чтобы отличить благотворительность от мошенничества
проверьте, зарегистрирован ли выбранный фонд на сайте Минюста РФ.
Благотворительность должна быть открытой!
В целях повышения прозрачности благотворительной деятельности, снижения фактов
мошенничества в данной сфере и повышения доверия граждан к благотворительным
организациям в Федеральный закон № 135-ФЗ введена статья 16.1, положениями которой
регулируется сбор благотворительных пожертвований
с использованием специальных ящиков. В соответствии с положениями частей 1 и 10 статьи 16.1 Федерального закона № 135-ФЗ
наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных
пожертвований, подлежат зачислению в течение трех рабочих дней со дня извлечения
таких денежных средств из ящика для сбора благотворительных пожертвований на
банковский счет некоммерческой организации (далее – НКО), учредительными
документами которой предусмотрено право
на осуществление благотворительной деятельности.
При этом в соответствии с положениями части 5 той же статьи НКО,
использующая ящик для сбора пожертвований, должна публиковать отчет об
использовании собранных благотворительных пожертвований
(в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)
в порядке и в сроки, предусмотренные приказом Минюста России
от 31 августа 2020 года № 190
(зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2020 года, регистрационный № 59685).
Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки
и использования, а также Правила извлечения имущества, собранного о помощью ящика
для сбора благотворительных пожертвований, утверждены постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1584.
В то же время необходимо отметить, что изменения в Кодексе об административных
правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение правил
использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований, ещё не приняты.
Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации.
Социальные сети – ловушка для добрых поступков?
Одна из проблем в сфере благотворительной деятельности, требующей
незамедлительного решения – это обеспечение возможности оперативной блокировки
сайтов и аккаунтов в социальных сетях, распространяющих недостоверную информацию
о благотворительности и лицах, осуществляющих незаконные сборы денежных средств
под видом благотворительной помощи.
Ряд социальных сетей, например «ВКонтакте», по
жалобам пользователей запрашивает у владельцев групп и аккаунтов,
подтверждающие документы.
При этом блокировка таких сообществ осуществляется в течение суток в
случае непредоставления запрашиваемой информации. В настоящее время в Российской
Федерации установлены отдельные нормы, направленные на противодействие
распространению недостоверной информации в сети Интернет.
Так, например, в статье 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об
Информации, информационных технологиях и о защите информации»
(далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) установлен порядок ограничения доступа к информации,
распространяемой с нарушением закона, В частности, согласно частям 1 и 1.1 указанной
статьи Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций по обращению Генерального прокурора Российской федерации
или его заместителей незамедлительно уведомляет редакцию информационного ресурса,
зарегистрированного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991
года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевого издания о
необходимости удаление общественно значимой информации, которая создает угрозу
причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового
нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.
30 декабря 2020 года был подписан Федеральный закон № 530-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации», которым 149-ФЗ дополнен статьей 10.6, регулирующей особенности
распространения информации в социальных сетях.
Учитывая изложенное, участники общественных слушаний в Общественной Палате
Российской Федерации на тему «Интернет-мошенничество в сфере благотворительности:
способы борьбы и проблемы привлечения к ответственности» считают целесообразным
разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего:
иной информации об организации сбора благотворительных пожертвований, а также
сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований, и реквизитов счетов в
кредитных организациях и банковских карт для перечисления пожертвований в денежной
форме;
б) установление обязанности владельцев социальной сети:
– проводить проверку сведений и документов, подтверждающих достоверность
публикуемой социальной рекламы и иной информации о сборах благотворительных
пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований;
– ограничивать доступ к указанной социальной рекламе и иной информации в случае
неподтверждения их достоверности или непредоставления запрашиваемой информации, в
том числе посредством блокировки соответствующих сайтов и аккаунтов;
в) установление права уполномоченного федерального органа исполнительной власти
направлять владельцам социальных сетей уведомления о необходимости удаления
непроверенной, недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной
информации о сборах благотворительных пожертвований, а также о лицах, организующих
сбор таких пожертвований;
г) установление в качестве основания для включения в Единый реестр доменных имен,
указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих
идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение
которой в Российской Федерации запрещено, распространение посредством сети
«Интернет» недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной информации об
организации сбора благотворительных пожертвований, а также сведений о лице,
организующем сбор таких пожертвований.